Санкт-Петербург

Музеи, достопримечательности, карта города

График разведения мостов
История строительства мостов


Главная

История и карта города

Музеи

Мосты

Мосты Санкт-Петербурга

График разведения мостов в Санкт-Петербурге

В период навигации – с апреля по ноябрь – мосты в Санкт- Петербурге разводят, чтобы могли проплыть суда. Если для спешащих домой горожан развод мостов сплошная морока, то для приезжих и туристов это великолепный аттракцион. Каждую ночь в половине первого у Дворцового моста собирается толпа зрителей: поднимающиеся в небо громады его пролетов – зрелище впечатляющее.

В конце 2004 года открылся первый неразводной вантовый мост через Неву – Большой Обуховский. Расположен он далеко от центра, и многие водители по-прежнему предпочитают подождать трех часов ночи, когда ненадолго сводят Дворцовый и Тучков мосты (это называют «промежуточной сводкой».


Мост
Река
Разводка
Прекращение
движения
транспорта
Начало
судоходства
в разводной
пролет
Окончание
судоходства
в разводной
пролет
Начало
движения
транспорта
по мосту
Главный фарватер Невы
Большой Обуховский мост
Нева
мост не разводится!
Володарский мост
Нева
1
2
2.00
4.15
2.10
4.25
3.40
5.40
3.45
5.45
Дворцовый мост
Бол. Нева
1
2
1.35
3.15
1.45
3.25
2.45
4.45
2.55
4.50
Финляндский мост
Нева
1
2.30
2.40
5.00
5.10
Мост Александра Невского
Нева
1
2.20
2.30
4.55
5.05
Большеохтинский мост
Нева
1
2.00
2.20
4.50
5.00
Литейный мост
Нева
1
1.50
2.00
4.35
4.40
Троицкий мост
Нева
1
1.50
2.00
4.45
4.50
Мост Лейтенанта Шмидта
Бол. Нева
1
1.40
1.50
4.50
4.55
Малая Нева
Биржевой мост
Мал. Нева
1
2.10
2.20
4.35
4.50
Тучков мост
Мал. Нева
1
2
2.10
3.35
2.20
3.45
3.00
4.40
3.05
4.45
Большая Невка
Сампсониевский мост
Бол. Невка
1
2
2.10
3.20
2.15
3.25
2.40
4.20
2.45
4.25
Гренадерский мост
Бол. Невка
1
2
2.45
4.20
2.55
4.30
3.35
4.40
3.45
4.50
Кантемировский мост
Бол. Невка
1
2
2.45
4.20
2.55
4.30
3.35
4.40
3.45
4.50

История строительства мостов

"Мосты повисли над водами"

Мосты в Петербурге - не просто функциональные конструкции. Более тридцати из них — шедевры архитектуры и охраняются государством как памятники. Они - неотъемлемая часть архитектурной панорамы Петербурга со дня 16 мая 1703 г., когда на Заячьем острове была заложена крепость, названная позднее Петропавловской, а на правом берегу Невы началось строительство жилых домов.

Тогда же появился и первый мост. Немецкий путешественник, побывавший в Петербурге в 1710 году, писал, что это «прекрасный в двух местах подъемный мост, имеющий около трехсот шагов длины». Он подходит с Петроградской стороны к Иоанновским воротам Петропавловской крепости, и потому назван Иоанновским. Мост много раз перестраивался, укреплялся, но и на сегодняшний день сохранил дух и силуэт некоей первородности…

Мост всегда активно «звучит» не только в своей функциональной роли, но и в пейзаже реки, города. Эта его двуединость во все времена заставляла «отцов города», архитекторов, общественность очень требовательно относиться как к новым проектам, так и к реконструкции уже созданных мостов.

Большинство переправ в Петербурге было построено еще в середине XVIII века, и время для их ремонта и реконструкции перезрело еще вчера. Например, Демидова моста руки строителей не касались 160 лет! Говорят, он мог бы без ремонта простоять и до двухсот годков, но так случилось, что в связи с реставрацией Сенной площади тихому переулку Гривцова была отведена роль важной магистрали. Тогда губернатор Владимир Яковлев убедил членов городского правительства, что в смету реконструкции переулка надо включить и ремонт моста через канал Грибоедова… Сегодня у него «отличное здоровье» и, думается, прекрасное будущее.

Один из наиболее знаменитых в Петербурге - Аничков мост. История его началась с историей Невского проспекта, когда через заболоченные леса левого берега Невы стали прорубать «Большую першпективную дорогу». В том месте, где она пересекала Фонтанку, солдаты, которыми руководил подполковник М.О. Аничков, построили в 1715 г. деревянный мост. В 1841 г. после двух реконструкций мост обрел сегодняшний вид, а через десять лет его украсили бронзовые кони работы П.К. Клодта, сделавшие мост известным во всем мире. Скульптурная группа являет собой художественную аллегорию борьбы Человека и Стихии, что очень созвучно всей судьбе нашего города.

В годы блокады, когда в Ленинграде стали рваться фашистские бомбы и снаряды, «Укрощение коней» зарыли в землю в саду Аничкова дворца до самой весны 1945-го...

Но вот сегодня Аничков мост снова без лошадей. И кажется, что на Невском все переменилось - даже настроение пешеходов. По счастью, ждать осталось недолго - кони Клодта вернутся на мост уже этой весной. Ведь они, бедняжки, подхватили так называемую «медную болезнь», от которой их лечат реставраторы.

Вообще любой ремонт мостов - даже маленьких, пешеходных - дело трудоемкое. А если мост к тому же является памятником архитектуры, то нужен не просто хороший специалист, а человек, обладающий тонким вкусом, влюбленный в свой город. Поскольку я живу на Фонтанке, через которую перекинуто двенадцать мостов, и почти половина из них подверглась за последние годы капитальному ремонту, то на работу мостовиков насмотрелся вдоволь. Могу с уверенностью сказать, что наши мостостроители заслуживают самых высоких похвал.

Маленький экскурс в историю. Между 1784 и 1787 годами через Фонтанку было построено семь каменных трехпролетных мостов. Средний пролет на всех мостах был разводным - Фонтанка в те времена являлась важной транспортной магистралью. Из семи «мостов-братьев» первоначальный вид сохранили только два: Старо-Калинкин и мост Ломоносова, которые не без основания считаются самыми интересными в Петербурге. Гранитные башни, в которых размещались когда-то подъемные механизмы, свисающие цепи, придают им своеобразный облик, овеянный романтикой старины. И как жаль, что эти атрибуты утратили пять остальных мостов! Случилось это в конце XIX века, при капитальном ремонте. Современники утверждают, что руководство города не захотело тогда тратиться на украшения, потерявшие свое функциональное назначение.

На Фонтанке находится и Египетский мост. До недавнего времени он выглядел весьма запущенно: лишь по крошечным пятнышкам можно было угадать прежнее золочение на головных украшениях сфинксов. Сегодня они сверкают всем своим великолепием. Завершена реконструкция и моста Белинского, что рядом с цирком, а сквер, недавно разбитый на противоположной стороне от Летнего сада, открыл великолепную панораму на мост и его окружение.

Заметно обновились за последние годы и мосты, повисшие над водами канала Грибоедова - Екатерининского. Почти на всем своем протяжении он повторяет русло речки Кривуши, бравшей начало из болот и топей в верховьях Мойки. Облицовка его берегов гранитом и обустройство мостами в 1766 г. шло «под смотрением» генерал-поручика М.И. Голенищева-Кутузова. На пересечении канала с Невским проспектом был построен Казанский мост. Через семьдесят лет рядом с этим мостом был установлен памятник фельдмаршалу М. И. Голенищеву-Кутузову...

«Львы держат мост» - не правда ли, поэтический образ? Львиный мост, расположенный на одном из изгибов канала Грибоедова, буквально на днях был сдан приемной комиссии после реставрации. Сдан с оценкой «отлично». Засверкали золотом и отреставрированные в прошлом году крылатые грифоны Банковского моста. Отремонтирован также подвешенный на цепях через реку Мойку Почтамтский мост…

Не остались в стороне от внимания и мосты, соединяющие берега Невы. Так, очень серьезную реконструкцию прошел Большеохтинский мост. Возведенный в начале прошлого века, он считался удобным для судоходства, но с весьма сомнительными архитектурными достоинствами. Охта тогда была рабочей окраиной, и проектировщиков мало волновало, как мост будет «увязан» с панорамой Невы. Его мощные фермы, расположенные над проезжей частью, совсем не гармонировали с изящными строениями находящегося неподалеку Смольного монастыря - особенно в вечернее время. Откровенный «инженеризм» облика этого моста удалось изменить оригинальной подсветкой. Теперь в вечернее время его тяжелые фермы кажутся парящими в небе. Серьезные работы развернуты на мосту Александра Невского - строители обещают, что весной он вступит в строй. Кстати, недавно уже был сдан приемной комиссии отремонтированный Тучков мост.

…Мосты Петербурга вошли неотъемлемой частью в жизнь и архитектурную панораму города. Представить без них сегодня град Петров, наверное, так же немыслимо, как Москву без Кремля.

(c)Аркадий ПИНЧУК
«Красная звезда»
апрель 2001 года

Хостинг от uCoz