График разведения мостов |
История строительства мостов |
ГлавнаяИстория и карта городаМузеиМосты |
Мосты Санкт-ПетербургаГрафик разведения мостов в Санкт-ПетербургеВ период навигации – с апреля по ноябрь – мосты в Санкт- Петербурге разводят, чтобы могли проплыть суда. Если для спешащих домой горожан развод мостов сплошная морока, то для приезжих и туристов это великолепный аттракцион. Каждую ночь в половине первого у Дворцового моста собирается толпа зрителей: поднимающиеся в небо громады его пролетов – зрелище впечатляющее. В конце 2004 года открылся первый неразводной вантовый мост через Неву – Большой Обуховский. Расположен он далеко от центра, и многие водители по-прежнему предпочитают подождать трех часов ночи, когда ненадолго сводят Дворцовый и Тучков мосты (это называют «промежуточной сводкой».
История строительства мостов"Мосты повисли над водами"
Мосты в Петербурге - не просто функциональные конструкции. Более тридцати из них — шедевры архитектуры и охраняются государством как памятники. Они - неотъемлемая часть архитектурной панорамы Петербурга со дня 16 мая 1703 г., когда на Заячьем острове была заложена крепость, названная позднее Петропавловской, а на правом берегу Невы началось строительство жилых домов. Тогда же появился и первый мост. Немецкий путешественник, побывавший в Петербурге в 1710 году, писал, что это «прекрасный в двух местах подъемный мост, имеющий около трехсот шагов длины». Он подходит с Петроградской стороны к Иоанновским воротам Петропавловской крепости, и потому назван Иоанновским. Мост много раз перестраивался, укреплялся, но и на сегодняшний день сохранил дух и силуэт некоей первородности… Мост всегда активно «звучит» не только в своей функциональной роли, но и в пейзаже реки, города. Эта его двуединость во все времена заставляла «отцов города», архитекторов, общественность очень требовательно относиться как к новым проектам, так и к реконструкции уже созданных мостов. Большинство переправ в Петербурге было построено еще в середине XVIII века, и время для их ремонта и реконструкции перезрело еще вчера. Например, Демидова моста руки строителей не касались 160 лет! Говорят, он мог бы без ремонта простоять и до двухсот годков, но так случилось, что в связи с реставрацией Сенной площади тихому переулку Гривцова была отведена роль важной магистрали. Тогда губернатор Владимир Яковлев убедил членов городского правительства, что в смету реконструкции переулка надо включить и ремонт моста через канал Грибоедова… Сегодня у него «отличное здоровье» и, думается, прекрасное будущее. Один из наиболее знаменитых в Петербурге - Аничков мост. История его началась с историей Невского проспекта, когда через заболоченные леса левого берега Невы стали прорубать «Большую першпективную дорогу». В том месте, где она пересекала Фонтанку, солдаты, которыми руководил подполковник М.О. Аничков, построили в 1715 г. деревянный мост. В 1841 г. после двух реконструкций мост обрел сегодняшний вид, а через десять лет его украсили бронзовые кони работы П.К. Клодта, сделавшие мост известным во всем мире. Скульптурная группа являет собой художественную аллегорию борьбы Человека и Стихии, что очень созвучно всей судьбе нашего города. В годы блокады, когда в Ленинграде стали рваться фашистские бомбы и снаряды, «Укрощение коней» зарыли в землю в саду Аничкова дворца до самой весны 1945-го... Но вот сегодня Аничков мост снова без лошадей. И кажется, что на Невском все переменилось - даже настроение пешеходов. По счастью, ждать осталось недолго - кони Клодта вернутся на мост уже этой весной. Ведь они, бедняжки, подхватили так называемую «медную болезнь», от которой их лечат реставраторы. Вообще любой ремонт мостов - даже маленьких, пешеходных - дело трудоемкое. А если мост к тому же является памятником архитектуры, то нужен не просто хороший специалист, а человек, обладающий тонким вкусом, влюбленный в свой город. Поскольку я живу на Фонтанке, через которую перекинуто двенадцать мостов, и почти половина из них подверглась за последние годы капитальному ремонту, то на работу мостовиков насмотрелся вдоволь. Могу с уверенностью сказать, что наши мостостроители заслуживают самых высоких похвал. Маленький экскурс в историю. Между 1784 и 1787 годами через Фонтанку было построено семь каменных трехпролетных мостов. Средний пролет на всех мостах был разводным - Фонтанка в те времена являлась важной транспортной магистралью. Из семи «мостов-братьев» первоначальный вид сохранили только два: Старо-Калинкин и мост Ломоносова, которые не без основания считаются самыми интересными в Петербурге. Гранитные башни, в которых размещались когда-то подъемные механизмы, свисающие цепи, придают им своеобразный облик, овеянный романтикой старины. И как жаль, что эти атрибуты утратили пять остальных мостов! Случилось это в конце XIX века, при капитальном ремонте. Современники утверждают, что руководство города не захотело тогда тратиться на украшения, потерявшие свое функциональное назначение. На Фонтанке находится и Египетский мост. До недавнего времени он выглядел весьма запущенно: лишь по крошечным пятнышкам можно было угадать прежнее золочение на головных украшениях сфинксов. Сегодня они сверкают всем своим великолепием. Завершена реконструкция и моста Белинского, что рядом с цирком, а сквер, недавно разбитый на противоположной стороне от Летнего сада, открыл великолепную панораму на мост и его окружение. Заметно обновились за последние годы и мосты, повисшие над водами канала Грибоедова - Екатерининского. Почти на всем своем протяжении он повторяет русло речки Кривуши, бравшей начало из болот и топей в верховьях Мойки. Облицовка его берегов гранитом и обустройство мостами в 1766 г. шло «под смотрением» генерал-поручика М.И. Голенищева-Кутузова. На пересечении канала с Невским проспектом был построен Казанский мост. Через семьдесят лет рядом с этим мостом был установлен памятник фельдмаршалу М. И. Голенищеву-Кутузову... «Львы держат мост» - не правда ли, поэтический образ? Львиный мост, расположенный на одном из изгибов канала Грибоедова, буквально на днях был сдан приемной комиссии после реставрации. Сдан с оценкой «отлично». Засверкали золотом и отреставрированные в прошлом году крылатые грифоны Банковского моста. Отремонтирован также подвешенный на цепях через реку Мойку Почтамтский мост… Не остались в стороне от внимания и мосты, соединяющие берега Невы. Так, очень серьезную реконструкцию прошел Большеохтинский мост. Возведенный в начале прошлого века, он считался удобным для судоходства, но с весьма сомнительными архитектурными достоинствами. Охта тогда была рабочей окраиной, и проектировщиков мало волновало, как мост будет «увязан» с панорамой Невы. Его мощные фермы, расположенные над проезжей частью, совсем не гармонировали с изящными строениями находящегося неподалеку Смольного монастыря - особенно в вечернее время. Откровенный «инженеризм» облика этого моста удалось изменить оригинальной подсветкой. Теперь в вечернее время его тяжелые фермы кажутся парящими в небе. Серьезные работы развернуты на мосту Александра Невского - строители обещают, что весной он вступит в строй. Кстати, недавно уже был сдан приемной комиссии отремонтированный Тучков мост. …Мосты Петербурга вошли неотъемлемой частью в жизнь и архитектурную панораму города. Представить без них сегодня град Петров, наверное, так же немыслимо, как Москву без Кремля. (c)Аркадий ПИНЧУК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||