Санкт-Петербург

Музеи, достопримечательности, карта города

История
Музеи
Фонтаны
Сады и парки


Главная

История и карта города

Музеи

Государственный эрмитаж Русский музей Петергоф

Мосты

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»"

История Петергофа

Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). А.И. Ростовцев, Большой каскад и Верхние палаты К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.

Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».

Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Вид на аллею фонтанов через пролом в стене центрального зала Большого дворца. Июль 1944г. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.

После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.

Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Музеи Петергофа

Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. В этом разделе Вы сможете познакомиться с ними поближе. Музеи находятся как на территории самого нижнего парка, так и за его чертой.

Эрмитаж

В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. В переводе с французского - "хижина пустынника". Парадное назначение Эрмитажа отразилось в тонком изяществе его внешнего вида. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.

На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли . Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, Монплезира секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 - 1720 годах. Первоначально построенный одноэтажным, он, по распоряжению Петра, был повышен "на одно жилье", что придало его пропорциям удивительную уравновешенность.

Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля - Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами - "Церковным" и "Корпусом под гербом" - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров.

Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков.

Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец КоттеджДворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII - первой трети XIX вв....

  • Царицын павильон

  • Ольгин павильон

  • Большой Дворец

  • Особая кладовая

  • Готическая капелла

  • Дворец "Коттедж"

  • Дворец "Марли"

  • Екатерининский корпус

  • Банный корпус

  • Петергофский Эрмитаж

  • Большой грот

  • Путевой дворец Петра I

  • Дом семьи Бенуа

  • Дворец "Монплезир"

  • Фермерский дворец

  • Музей восковых фигур

  • Императорские велосипеды

  • Петродворцовый музей часов

Фонтаны и каскады

На мраморном обелиске, стоящем у ограды Верхнего сада Петергофа, высечены цифры: 29. Таково расстояние в километрах от Санкт-Петербурга до блестящей загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной "столицы фонтанов" - Петергофа. Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. СамсонНа ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом и центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север - юг. Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Его начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф, но в 1735 году в центре ковша уже сооружался фонтан "Самсон", и прежнее использование канала стало затруднительным. Вдоль Морского канала Петр предполагал соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа.

Позже было решено сделать фонтаны в виде ваз. В 1854 - I860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Фонтан ПирамидаСейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством. Канал делит Нижний парк, площадь которого 102 гектара, на две части, условно именуемые "западная" и "восточная". В восточной находятся дворец Монплезир, каскад "Шахматная гора" и "Римские" фонтаны, фонтаны "Пирамида", "Солнце", фонтаны шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны и "Клоши". Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову.Фонтан Менажерный Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

  • Каскад "Большой"

  • Каскад "Шахматная гора"

  • Каскад "Золотая гора"

  • Каскад "Львиный"

  • Фонтан "Адам"

  • Фонтан "Ева"

  • Фонтан "Пирамида"

  • Фонтан "Оранжерейный"

  • Фонтан "Самсон"

  • Фонтаны "Терассные"

  • Фонтаны "Римские"

  • Фонтан "Солнце"

  • Фонтаны "Менажерные"

  • Фонтаны "Чаши"

  • Фонтан "Сноп"

  • Фонтаны "Клоши"

  • Фонтаны "Шутихи"

  • Фонтан "Фаворитный"

  • Фонтаны Китайского садика

  • Фонтаны Мраморных скамей

  • Воронихинские колоннады

  • Фонтан "Дубовый"

  • Фонтан "Межеумный"

  • Фонтан "Нептун"

  • Фонтаны Квадратных прудов

  • Аллея фонтанов

  • Фонтан "Китовый"

Сады и парки

Петергоф знаменит не только своими фонтанами и дворцами, но и многочисленными парками. Многие не подозревают, проходя по городу Петергофу, что переходят из одного парка в другой. Многие парки и не похожи на парки в нашем понимании: скорее, это леса с проложенными по ним аллеями. Но, тем не менее, это так называемые пейзажные парки.Ольгин пруд в колонистском парке Первый пейзажный парк в Петергофе, Английский, был разбит при Екатерине II. Устройство парка было поручено английскому садовому мастеру Джемсу Медерсу и архитектору Джакомо Кваренги (1744-1817). Композиционным центром парка стал живописный пруд, появившийся здесь еще при Петре I: когда в 1720 году земляной плотиной перегородили протекавший в глубоком овраге западнее Нижнего парка Троицкий ручей, образовался пруд, вытянутый с севера на юг, с извилистыми берегами и островками. Пруд в Английском паркеПруд распадался на три части. Позже его соединили с Ропшинским каналом, и он стал наполняться ключевой водой. От Английского пруда через шлюзы вода поступает в Верхнесадский канал и на Западную сторону Большого каскада. В 1832-1857 годах были созданы два пейзажных парка с обширными прудами - Колонистский и Луговой. Небольшой Колонистский парк площадью всего в 29 гектаров расположен вблизи Верхнего сада. Значительную его часть занимает обширный Ольгин пруд с двумя островками, окаймленный аллеей серебристых ив. На двух островках пруда построены Царицын и Ольгин павильоны. Аллея к Коттеджу в АлександрииСам пруд получил свое название в честь великой княгини Ольги, дочери Николая I. В XVIII веке вся эта территория была пустынной и носила название "Охотное болото": здесь в кустарниках водилась пернатая дичь. В начале 1830-х годов при Николае I неподалеку построили дома для немецких колонистов, что позже отразилось в названии парка. В 1838 году на месте болота вырыли большой и глубокий (длиной 469 м, шириной 298 м и глубиной до 2 м) пруд. Его берега укрепили огромными валунами и оградили мощной дамбой, на которой устроили аллею. Озеро наполнили водой из Ропшинских ключей, Луговой парки до настоящего времени оно служит бассейном, питающим восточную группу фонтанов Нижнего парка. Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" - резиденция русских императоров XIX - начала XX веков. Расположенный восточнее Нижнего парка, он отделен от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница «Александрии» проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов), а северная - по берегу Финского залива. Площадь парка -115 гектаров.

  • Парк Александрия

  • Колонистский парк

  • Английский парк

  • Луговой парк

  • Нижний парк

  • Сад Венеры

  • Сад Бахуса

  • Сад Китайский

  • Монплезирский сад

  • Оранжерейный садик

Хостинг от uCoz